Интервью группы "Кипелов" журналу Dark City
И вот, наконец, наше длительное ожидание будет вознаграждено: теперь уже точно известно, что новый альбом группы «Кипелов», получивший название «Жить вопреки», выйдет 1го марта сего года на лейбле «Мистерия звука». В альбом вошли десять композиций; сведением и мастерингом занимался немецкий звукорежиссер и музыкант Михаэль Фосс, а обложку альбома рисовал колумбийский художник Фелипе Мачадо Франко (Iced Earth, Lake Of Tears, Axel Rudi Peil и др.).
Конечно, по такому случаю надо было срочно делать интервью! Я была очень рада возможности вновь пообщаться с Валерием Александровичем – тем более, что в этот раз во времени я была практически не ограничена. Поговорить «вживую», а не по телефону, всегда приятно, а уж если беседа проходит в неформальной обстановке, а все собеседники (именно собеседники, поскольку в интервью принимали участие все музыканты группы «Кипелов») дружелюбно настроены – так это просто мечта журналиста!
После того, как кофе был налит, все музыканты собрались вместе и все «посторонние» разговоры – например, о влиянии курения на нервную систему и об особенностях гастролей по Израилю – были отставлены в сторону, мы приступили непосредственно к обсуждению нашего информационного повода – альбома «Жить вопреки». Хотя и без разговоров на более общие темы тоже не обошлось…
Итак, мои собеседники: Валерий Кипелов (вокал), Алексей Харьков (бас-гитара), Вячеслав Молчанов (гитара), Андрей Голованов (гитара) и Александр Манякин (барабаны). В основном на вопросы отвечал, конечно, Валерий, но присутствие всех музыкантов и их комментарии были очень важны!
- Валерий, вы уже упоминали как-то – достаточно давно, году в 2009 – что альбом будет практически концептуальным…
В.К.: «Ну, почти ничего и не изменилось с того времени. Он не то чтобы концептуальный, но там есть идея, которая все песни объединяет».
- И что это за идея?
В.К.: «Она заложена в самом названии альбома – «Жить вопреки». В каждой песне прослеживается эта идея: надо жить вопреки обстоятельствам. Всякое бывает, и по воле человека, и против его воли – свыше или откуда-то там – но человек должен с этими обстоятельствами бороться и крылышки свои не опускать. И пусть песни кажутся на первый взгляд пессимистичными, но там везде присутствует светлое начало и вера в то, что можно что-то изменить. Вот есть, например, такая песня, «Чёрная звезда»: там как бы совсем всё плохо. Чёрная звезда – предвестник конца света и всё такое… Это примерно о том, о чём говорится в фильмах вроде «2012», у Нострадамуса, о чём, якобы, говорит календарь майя (хотя говорят, что он не об этом вообще, и ничего там нет про конец света). Такая вот тематика альбома, в общем апокалипсическая, но всё равно там есть светлые моменты: может быть, это и не конец света…»
- Может и ошиблись?
В.К.: «Да нет – может быть, это начало новой жизни. Такая тоже версия есть»
- А откуда появилась такая тема? Это какая-то поэтическая метафора для отображения наших жизненных реалий, или просто что-то умозрительное?
В.К.: «Иногда просто берётся тема, которая затрагивается везде. Вот, в средствах массовой информации, например: телевидение одно время просто каждый день об этом судачило. Мы решили дать свой ответ на это, представить наше видение проблемы. Я, кстати, слушаю и учёных, и многие рассуждают на эту тему, обсуждают этот календарь майя – на самом ли деле это так, действительно ли там о конце света говорится? Но я от многих слышал – тех, кто действительно изучает культуру майя и знает их язык и эти их символы, что ничего там такого нет вообще, и ничего всё это общего не имеет с концом света. Разные есть толкования»
(Кстати, по последней версии, в календаре майя действительно ничего «такого» нет. 2012 означает всего лишь окончание очередной эпохи, а не конец света – по версии майя, каждая эпоха длилась около 394 лет – прим. авт.)
- А кто из музыкантов наиболее активно участвовал в разработке концепции? Вы упомянули сейчас, что Алексей – главный идеолог…
А.Х.: «Вообще, каждый участник коллектива внёс какой-то свой вклад и в концепцию, и в музыкальную часть. Мы все вместе обсуждаем какие-то мысли, идеи, которые приходят нам в голову после прочтения книг, просмотра фильмов, как реакция на те события, которые происходят вокруг. Вырабатывается какой-то общий взгляд коллектива на определённые проблемы, и в ракурсе нашего стиля мы это доносим до слушателя».
- Может, это моё субъективное ощущение – которое, кстати, с возрастом появилось, некоторое время назад мне всё это совершенно нормальным казалось. А сейчас чувствуется, что как-то слишком много пафоса, что ли, в нашем хэви-метале. То есть, можно сказать то же самое какими-то более простыми словами, без такого нагромождения метафор. Почему у нас так сложилось?
В.К.: «Почему пафоса столько появилось? Ну, можно, конечно - возьмём социальную тематику, например – можно конкретно говорить, как в газетах пишут. И есть такие группы, которые так и делают: «Вот, сволочи, нас обобрали, олигархи», и так далее. Но мы никогда этим не занимались, нам это никогда не нравилось. Был у нас определённый этап – вот я вспоминаю «Арию», были там всякие «печатные» цитаты - «С кем ты?», «Воля и разум». Не очень хочется это повторять. Потом, мы, в своё время, даже тогда, отошли от этих прямолинейных лозунгов… Иногда нас обвиняют в том, что мы аполитичны. Конечно, если вспомнить питерский рок – Цоя, Кинчева, Шевчука, которые клеймили позором, боролись с системой, то мы на этом фоне не выглядели борцами. Да мы и на самом деле не боролись с системой. Мы боролись за качество музыки, за качество текстов. Иногда на первый взгляд может казаться, что это пафосно, а если посмотреть повнимательнее, то оказывается, что песня то совсем о другом на самом деле. Вот, например, песня «Жить вопреки» - вроде бы, такое заявление пафосное: «Никому не дано… дрессированным псом… сделать меня» (декламирует с пафосом – прим.авт.). Это, конечно, присутствует. Но у нас и музыка такая – достаточно пафосная, основанная на классических гармониях. невозможно на неё петь другие слова! Но за этим текстом есть свой подтекст. Просто нам хочется, чтобы были красивые речевые обороты, чтобы это была настоящая поэзия. Вот для меня, например, идеал – это Шекспир, Пушкин… Владимир Семенович Высоцкий: иногда он очень просто писал, иногда очень красиво. Не хочется опускаться до простого текста, как вот у рэперов, например – там у них сплошная конкретика. А там нужно, чтобы и музыка, и текст были в гармонии - раз такая музыка, значит, такой и должен быть текст».
- Не поэтому ли Ария отказалась в своё время от текстов Александра Елина?
В.К.: «Да, у Елина всё совсем прямолинейно было – «Воля и разум», «Встань, страх преодолей» и всё тому подобное. У Риты другая крайность – чрезмерная витиеватость. Иногда намного проще можно сказать – может быть, даже пафосно, но проще. Мы хотим, чтобы это были песни, чтобы это не был какой-то исторический очерк, или путешествие куда-то там. Не надо вспоминать Андайские кресты, Савонаролу, политических деятелей каких-то… Действительно, о тех же проблемах хочется сказать проще, но всё-таки красиво. Должна быть золотая середина: чтобы это было сказано конкретными словами, чтобы это, тем не менее, была поэзия. Поэтому мы так долго и работали над этим»
- К теме о том, почему так затянулась работа над альбомом, мы ещё вернёмся. А сейчас ещё один вопрос о концепции текстов: когда я читала треклист, мне сразу бросилось в глаза название «Гламурная Птица». Странно оно выглядит на общем фоне. Как эта песня появилась?
В.К.: «Ну, честно признаюсь, я придумал это название. Иногда это бывает просто по наитию… Я вот, в отличие от ребят, много смотрю телевизор – это для меня такой способ релаксации, когда приезжаю после репетиций. Правда, я «листаю» каналы, как многие, если что-то интересно, останавливаюсь, И вот, насмотрелся я этого всего выше крыши, всех наших ярких представителей гламурного течения. Причём, у нас же это, как правило, гипертрофировано всё. Никто ничего не имеет против гламура – если люди пытаются одеваться в стиле каком-то, хорошо выглядеть. Но когда это ставится во главу угла, и когда только об этом разговоры все, только об этом все думают, забывая вообще обо всём остальном…»
- Когда форма без содержания.
В.К.: «В принципе, да»
В.М.: «На Западе, например, у них и внутренний мир богатый, даже у представителей гламура. А у нас приезжает какая-то клуша из деревни, смотрит телевизор и думает: «О, я должна тоже так одеваться!» Навешивает на себя это всё, а внутри остаётся такой же клушей из деревни»
В.К.: «Да не обязательно даже из деревни. Взять, например, определённого персонажа – не буду называть, вы поймете, о ком речь. Так вот, у неё с мозгами всё в порядке, она очень образованная. Но посмотрите на все эти передачки – Дом-2 и всё тому подобное! Вот за это ответственность на ней ещё больше. И многие артисты, актёры, публичные люди – они достаточно умны, но они подыгрывают, они играют в это. А люди приезжающие, или смотрящие на это молодые, принимают это за чистую монету и начинают им подражать. Я иногда пока зарядку делаю, телевизор включаю… Там такая передачка есть – «Модный приговор». Вот в ней как раз о том, как одет человек. Ни о каком там внутреннем мире речь не идёт! Я, конечно, понимаю, что всё должно быть прекрасно: и внутреннее содержание, и внешний вид. Но вид – не самое главное. Может быть, девушка любит носить джинсы, спортивную одежду, а из неё там делают «стерву» гламурную.. и думаешь – да вы чего, ребята, опухли там все, что ли? А если у неё муж работает на заводе, и не может ей купить бриллианты и крутую тачку? Вот что поражает! Так что, это просто наболело».
- Значит, появилась остросоциальная песня, всё-таки.
В.К.: «Да, хотя Рита писала более жёсткий текст, более острый и непримиримый. Но мы, прекрасно зная тех людей – со многими даже отношения какие-то поддерживаем – мы всё-таки понимаем, что это игра, и клеймить их позором и нехорошими словами не очень хотелось. Поэтому мы просто взяли за основу историю некой молодой девушки: вот она жила в своём мире, была там серой тенью, и вдруг она увидела «хрустальный блеск кривых зеркал» - есть там такие слова… Это я увидел, как они взяли за основу фильм - замечательный филм такой был, «Королевство кривых зеркал», один из моих любимых – так вот, они его взяли за основу, все эти наши Примадонны, как там они себя называют, и прочие, и сделали этот мюзикл. Опять же все те же самые лица, от которых уже тошнит. Вот такие строчки и появились: «Холодный блеск кривых зеркал/В твоих глазах находит отраженье/Привычный мир нелепым стал/Открылась дверь в другое измеренье». Открывается дверь в другое измеренье, она видит этот мир – мир гламура и якобы красоты, но на самом деле есть там свои реалии, и она с ними сталкивается. Её там называют «иконой стиля» и так далее – все эти выражения там присутствуют, это нарочно было сделано в гипертрофированной форме. Ну и заканчивается всё это тем, что приходит ей на смену другая дива, которая её потихоньку убирает, разрушает этот мир и, фактически «подсиживая» её, становится такой же «гламурной птицей».
- Ребята, а вы все телевизор смотрите?
(Со стороны Алексея, Александра и Андрея доносится «нет» или «почти нет»…)
В.М.: «Я если только музыкальные каналы смотрю, VH1…»
В.К.: «Нет, ну понятно, что у меня любимый канал Культура – там потрясающие фильмы иногда показывают, и я много оттуда черпаю. Сегодня вот, кстати, смотрел про движение немецких племён: какие они были, что с ними происходило, про времена Римской Империи».
- О текстах поговорили, теперь о музыке: кто основной автор песен на этом альбоме?
А.Х.: «Да у нас все песни в соавторстве написаны, но Валера – всё равно движущая сила»,
В.К.: «Да, в данном случае так получилось, что в основном песни написаны в соавторстве со мной. Но в буклете список авторов составлен так, что инициатор идеи на первом месте, а я – как соавтор. Кстати, как ни странно, но на этом альбоме большая часть песен написана и в соавторстве с Маргаритой Пушкиной.. Ну, так случилось, просто её иногда несло не туда. Наверное, многие скажут – а, совсем Кипелов на себя потянул одеяло…»
В.М.: «Но у нас коллективное творчество»
В.К.: «В принципе, и предыдущий альбом так же был написан – и мои песни были, и ребят, примерно в равных пропорциях. Но я думаю, что это не самое главное – кто написал песню, главное – какая песня. Многие музыканты указывали раньше в графе «авторы»: музыка – группа такая-то. Но если кто-то из музыкантов – не хотелось бы, чтобы это случалось, конечно – уходил, возникали проблемы. Он вот уходит, а как быть с песней? Авторские как делить? Имею я право исполнять её, не имею? Поэтому чтобы все точки над «i» расставить, мы на всякий случай сделали так»
- У вас в группе музыканты разных поколений присутствуют. Это как-то сказывается на подходе к работе?
В.К.: «Сказывается. Я вот, например, припоздал сегодня немного, и ребята сразу кинулись репетировать. А я люблю прийти, посидеть, попить чайку, поговорить о жизни… (тут со стороны молодого поколения доносится: «Ну, чай можно и дома попить» - вот она, разница, налицо – прим. авт.). Я же, как правило, последний и ухожу с этой базы, и им приходится меня ждать» (дружный смех)
- У вас, кажется даже преемственность поколений есть: вот у Андрея Голованова в анкете на сайте написано, что он учился игре на гитаре у Владимира Холстинина. Андрей, можете об этом чуть подробнее рассказать?
А.Г.: «Ну, несколько частных уроков я у него брал. Я тогда учился в рок-гимназии Сергея Задоры, а она находилась там же, где база «арийская». Мне рассказали, что Холстинин даёт частные уроки, вот я и решил сходить поучиться. Он, кстати, сразу мне и гитару подобрал».
В.К.: «Да, у Холстинина всегда очень хорошие гитары были, он плохих не держал. И до сих пор так. Он к своим инструментам очень внимательно относится.
- А как вы сочиняете песни? Из опыта общения с западными музыкантами я знаю, что у них сейчас самый популярный способ работы, которым они все поголовно практически пользуются – это записать у себя дома на компьютере демо, переслать через Интернет, потом кто-то там ещё что-то допишет, и ещё…
В.К.: «Мы если только на начальном этапе так делаем, кто умеет. Я вот не умею, я вообще компьютер ненавижу и к нему не подхожу. А вот Слава, например, приносил демо. Он там что-то делал, какие-то песни свои, там практически вся аранжировка была готова. Они приносил, мы обсуждали, переделывали что-то, меняли аранжировки, Алексей вот тоже что-то приносил».
В.М.: «Да мы, в общем, всё на базе делаем. Бывает даже, что просто рифф кто-то приносит, и на его основе уже всё строится. Все в реальном времени высказывают своё мнение по поводу определённого произведения, мы сразу что-то меняем, дополняем: например, я приношу демо, там всё готово уже, а Саня говорит: «Не, там барабаны надо по-другому сыграть». И на следующую репетицию я приношу исправленный вариант. А по Интернету пока перешлёшь…»
В.К.: «Хотя это тоже вариант, если люди живут в разных городах».
- Кстати, о разных городах: над альбомом «Реки времён» вы работали с Виктором Смольским. Есть ли в планах сотрудничество с кем-то ещё из известных музыкантов?
В.К.: «Тогда это была необходимость: просто не было второго гитариста. В принципе, можно было в одну гитару всё записать, как мы делали в своё время в Арии – первый альбом так был записан. Но мы понимаем, что нужно всё-таки два гитариста: должны быть краски, сольные партии должны исполнять два разных музыканта. А поскольку у нас теперь есть полный комплект, вряд ли мы будем кого-то приглашать. Мы в основном привлекаем людей, которые нам помогают со звуком или тех, кто делает клавишные аранжировки – хотя ребята и сами это умеют делать. Вот когда оркестровку делали, приглашали академических музыкантов. Хотя… ну, есть такая идея, у нас директор любит всякие дуэты».
- Это хороший пиар-ход.
В.К.: «Да, но всё это уже настолько надоело, все эти дуэты… Кстати, как ни странно, Диана Арбенина вот, например, была в шоу «Две звезды», и после этого я спрашивал у администратора – у них снизились продажи, народ меньше стал ходить на концерты. Многие её ортодоксальные поклонники посчитали, что она продалась, встроилась в эту систему, раз она на Первом канале появилась».
В.М.: «А у нас психология у поклонников близкая».
В.К.: «Да, они не прощают нам какие-то вещи такого плана. Была ещё идея записать, может быть, какую-то старую песню с известными западными музыкантами, но пока ни во что хорошее это не вылилось. Возможно, в дальнейшем что-то такое и получится».
- Да, я про западных и говорила. Понятно, что дуэт Валерия Кипелова с Филиппом Киркоровым вряд ли будет иметь успех.
В.К.: «Ну, я думаю, что вряд ли это произойдёт когда-либо. А западные музыканты - у них же тоже есть свои определённые рамки. Артист, может, и хотел бы что-то сделать, но рекорд-компания диктует свои условия, и может ему жёстко сказать, что для него это не очень интересно».
- А вам в какой мере что-то диктует лейбл?
В.К.: «Да никто нам особо ничего не диктует. Музыка, формат – тут мы сами всё решаем. А вот что касается юридической стороны нашей деятельности – это они уже работают».
В.М.: «Но у нас всё равно всё дипломатично происходит, безо всяких конфликтов».
- А было ли, что вам предлагали какой-то пиар-ход, на который вы бы ни за что не пошли?
В.К.: «Я честно скажу, что много раз такое было. Мало того – иногда забывают о том, что мы всё-таки хэви-метал играем, и предлагают всякие корпоративные тусовки. Но мы корпоративов не играем, это наша принципиальная позиция».
В.М.: «А ещё дом-2 предлагали».
В.К.: «Дом-2, да. Хотели, чтобы там заставкой была песня «Я свободен». Было ещё предложение мне лично поучаствовать в «Фабрике Звёзд», прийти в качестве приглашённого гостя, побеседовать с «фабрикантами», возможно, что-то там спеть. Но я отказался – не из-за того, что я пафосный такой, просто это не моё. Что я там буду делать?.. Или ещё предлагали рекламировать пуховики какие-то за большие деньги. Но я понимаю, что это всё не то. Вот если бы предлагали музыкальные инструменты рекламировать – то, что нам близко, то почему нет?»
В.М.: «Ну, мы и рекламируем. Эндорсмент есть».
В.К.: «Да, у меня тоже есть, на микрофоны, в которые я пою. Но я, опять-таки, сразу сказал, что я не буду принимать участие в каких-то выставках музыкальных, вообще ничего такого делать не буду. Не хочу я там сидеть и рассказывать, какой хороший микрофон! Пожалуйста, я могу написать, что я ими пользуюсь, разместить на сайте какие-то фотографии. Но не более того».
- Попробуем вернуться к альбому. В этот раз вы снова работали вместе с зарубежным звукорежиссёром: сведением и мастерингом занимался Михаэль Фосс. Да и обложку рисовал колумбийский художник – Фелипе Мачадо Франко. Среди наших соотечественников достойных кандидатур не нашлось?
А.Х.: «За почти десятилетний период существования коллектива мы успели поработать со многими людьми и в плане звука, и в плане оформления, и не всегда мы получали какой-то удовлетворительный результат. Поэтому в этот раз мы устроили что-то вроде кастинга – и студий, и оформителей: дали задание наиболее талантливым, на наш взгляд, людям, которые могли бы нарисовать нам обложку, сделать сведение и мастеринг. А потом просто выбрали наиболее понравившиеся нам варианты. Самая интересная обложка – к тому же, с нестандартным цветовым решением – была у Фелипе Мачало Франко, а в плане сведения подошёл вариант Михаэля Фосса.
В.М.: «Причём, мы вложили в эту работу много денег, потому что мы с каждой из студий договаривались насчёт сведения одной и той же песни».
- То есть, выбрали несколько более-менее приемлемых вариантов, и каждому заплатили за сведение одной песни?
В.К.: «Ну, кому-то пришлось заплатить, с кем-то мы договорились – они сказали, что фрагментарно нам сделают для примера».
В.М.: «Кстати, были очень серьёзные студии – и Finnvox, и та, на которой Metallica сводили…»
В.К.: «Мы просто остановились на наилучшем соотношении «цена-качество». У кого-то качество не устроило, а у некоторых были просто запредельные цены, которые мы не могли себе позволить. Была одна очень крутая студия, где Оззи Осборна сводили, но там одна песня стоила совершенно нереальных денег».
- Но ведь есть ещё такой нюанс – если записано всё не совсем по тем стандартам, по каким им надо, то сведением не всегда можно вытянуть.
В.М.: «Да. Поэтому – обычно так и бывает – тот, кто будет сводить альбом, просит, чтобы в начале записи он высказал какие-то свои пожелания».
В.К.: «Но, к сожалению, у нас так не получилось, и связано это даже не с финансовой стороной вопроса: мы бы могли себе позволить выехать куда-то – в Германию, Данию, Финляндию, например – и записаться там на студии, и я думаю, что результат был бы гораздо лучше. Но у нас так обычно не получается, потому что к моменту, когда мы должны выезжать, у нас ещё не готов материал: музыка готова, а текст непонятно когда будет – завтра, через месяц, через год, через два… Нельзя же сначала записать инструментал, а потом два года сидеть и ждать. И даже если какая-то песня будет готова – всё равно её нельзя записать, а потом приехать через месяц-два записывать другую и так далее».
В.М.: «А так и получилось два года назад: мы записали инструментал, и только через два года вокал дописывали».
В.К.: «Да, всё так и делалось, по частям: сначала я записал три песни, на которые был готов текст, потом прошёл где-то год – ещё две-три…»
- Поклонники и журналисты вас уже, наверное, замучили вопросами о том, когда же новый альбом выйдет: прошло-то уже лет пять с момента выхода предыдущего, и вы всё говорили, что вот-вот выйдет альбом.
В.К.: «У нас ещё были песни, которые не вошли в этот альбом: аранжировка уже была готова, всё уже было записано, но текст так и не сочинён».
В.М.: «А текст ведь, кстати, тоже большую ритмическую роль играет, и, может быть, Валере хотелось бы спеть медленнее или быстрее, а уже нельзя, потому что инструментал весь записан!»
- Когда вы пишете музыку, вы хотя бы представляете себе на уровне образов каких-то, о чём это может быть, что это за песня?
В.К.: «Ну, не всегда. Бывает, рождается какая-то мелодия, и ты не знаешь, о чём она. Бывает, спонтанно находишь какой-то вариант – либо самому идея какая-то приходит, либо Рита слышит вариант, «рыбу» нашу, и предлагает какие-то свои темы. На этом альбоме так было с песней «Безумие»: она предложила написать про Ницше – это её очень волнует, она любит такие темы».
- А вы?
В.К.: «Не совсем. Хотя я считаю, что получилась неплохая песня. Но я смотрю дальше – я знаю, что эту песню надо будет исполнять на концертах вживую, я примерно представляю, кто приходит на наши концерты. Есть такие песни, которые можно сесть и послушать, подумать над ними, а есть те песни, которые хочется слушать на концерте, и они иногда очень отличаются друг от друга. У нас большинство песен таких, над которыми надо посидеть и подумать, но необходимость в таких песнях, как «Безумие» - быстрых, энергичных, на концерте есть, и они должны быть в репертуаре, даже если, может быть, приходится чем-то жертвовать в тексте. Потому мы и старые песни исполняем, ещё времён Арии – «Воля и разум» и подобные: они простые, доступные, заводные, и без них очень тяжело построить концертную программу.
- А раньше, когда в вы в Арии работали с Маргаритой Пушкиной, были такие «пробуксовки» с текстами?
В.К.: «Были, конечно. Но тогда это не настолько долго всё было. И потом, мы там с текстами работали почти все, и нагрузка по работе с Маргаритой Анатольевной распределялась между всеми музыкантами. Здесь было сложнее, потому что общаться приходилось в основном нам с Алексеем, иногда Славе. Но обычно либо я, либо мы вместе с Алексеем ездили, Алексею надо было присутствовать – он мирит нас, потому что мы постоянно по каким-то вопросам сталкивались».
- Если столько приходилось ждать текстов, то не приходила ли вам мысль попробовать поискать другого поэта?
В.К.: «Искали, конечно, и сами тоже пробовали – в частности вот Вячеслав Молчанов. Кстати, пробовали в основном на той песне, которая в итоге не вошла в альбом. Рита сказала, что, возможно, не успеет её сделать, и мы эту песню использовали как поле для экспериментов, она предлагалась для работы другим поэтам. Огромная стопка этих текстов получилась, листов сорок как минимум, но так и не получилось ничего. Отдельные фразы есть удачные. Но в целом не сложилось».
- А не мешает вам «погоня за совершенством»: иногда такой момент наступает, что вроде бы уже и всё нормально, но ты знаешь, что где-то там какая-то шероховатость, и пытаешься исправить то, что никто и не заметит, может быть?
А.Х.: «Ну, тут главное до маразма не доходить, потому что такие ситуации всё время будут, но в какой-то момент нужно остановиться, иначе так можно сидеть и всю жизнь что-то переделывать».
В.К.: «У нас бывает по-разному, и каждый раз каждый из музыкантов занимает разные позиции. Я, например, когда-то раньше как раз настаивал на том, что надо доводить всё до ума, можно по десять раз всё переписать, но добиться нужного результата. В этот раз я, может быть, устал, и мне уже не хотелось что-то переделывать. Алексей вот просил меня иногда что-то переписать, но мы нашли разумный компромисс. Мы понимаем, что, наверное, можно было бы сделать и лучше. Это понимание не сразу приходит, а спустя какое-то время. А когда мы начинаем эти песни на концертах играть, то в ещё большей степени становится ясно, что, наверное, да, надо было что-то переделать. Мы понимаем, что, наверное, можно было бы сделать и лучше. Это понимание не сразу приходит, а спустя какое-то время. А когда мы начинаем эти песни на концертах играть, то в ещё большей степени становится ясно, что, наверное, да, надо было что-то переделать. Но мы иногда адаптируем эти песни к концертному исполнению – бывает, поём в других тональностях, например».
- Кстати, о концертах: какие у вас ощущения были после выступления на двадцатипятилетии Арии?
В.К.: «Знаете, разные были ощущения. Причём, на концерте они были одни, а после того, как я увидел запись, они изменились. Я посмотрел выступление группы «Кипелов» на этом фестивале и понял, что со стороны тех людей, которые организовывали его, не совсем всё было корректно сделано. Эта чёрная тряпка, которая там висела… Это всё напоминало какой-то сельский клуб, хотя это был «Олимпийский». Понятно, конечно, что юбиляром являлась группа Ария…»
- Ну, группа Ария-то тоже не особо отличалась в этом плане.
В.К.: «Согласен. Отличалась только тем, что было больше света и тряпки этой не было, был нормальный подиум для барабанщика – вот и всё отличие. Но вообще я считаю, что такое мероприятие должно было быть более красочным, более масштабным. Я помню сольный концерт, юбилей «Героя асфальта» - там всё было по-другому. Я так понял, что люди на этом просто решили сэкономить. Может, боялись, что не пойдёт народ на этот фестиваль – тем более что программа состояла из групп, играющих похожую – ну, в чём-то близкую, по крайней мере, музыку. А оказалось совсем наоборот. Мы, кстати, много спорили о формате этого фестиваля. Мне пришлось долго отстаивать ту позицию, что должны быть не просто гости, а музыканты со своими командами, и это будет интереснее. Так никто не делал ещё – это в первый раз, подобный формат. А что касается исполнения, то там проблем не было, всё отлично. Но этот вид, шоу…»
- Ну да, вид подкачал.
В.К.: «Это мягко говоря».
- Но на фоне общей атмосферы это всё, по-моему, терялось, и на вид особо внимания не обращали.
В.К.: «Да, в этом плане проблем не было, мне очень понравилась атмосфера, всё было замечательно, отношения между музыкантами, между командами. Даже забывалось, что есть какой-то приоритет у кого-то»
- Многие интересовались, почему так и не собрался на сцене «золотой состав» Арии.
В.К.: «Ну, во-первых», технические сложности были определённые. И потом, у нас почти не было времени вместе репетировать. А это сложно, потому что надо и свою программу в голове держать, а тут ещё надо вспоминать песни, которые давно не игрались».
- У вас запланировано в Москве два концерта в клубе Arena Moscow в рамках презентации альбома «Жить вопреки», 1 и 2 апреля. Я знаю, что вы так уже делали раньше – играли два концерта подряд. Почему решили придерживаться этой схемы?
В.К.: «Ну, вот мы как раз перед вашим приходом обсуждали то, что можно было сделать один концерт, наверное. Обычно мы делали презентацию альбома на большой площадке, но в этот раз получилось так, что мы уже фактически сыграли «презентации» этого альбома несколько раз. Сначала случился концерт в «Олимпийском» - мы тогда думали, что вообще успеем к этому времени альбом сделать. Но мы не успели. Мы там играли шесть песен с этого альбома. Потом играли в «Горбушке» - думали, что тогда сделаем два концерта, но опять альбом был не готов. Поэтому это происходит сейчас, и мы решили уже не делать пафосный концерт на большой площадке – тем более, с площадками сейчас проблемы, если в апреле организовывать что-то. Так что, остановились на клубе Arena. А насчёт того, почему два концерта – мы разговаривали с людьми, которые занимаются организацией, и они посчитали, что в один день все желающие не поместятся. Кстати, из-за этого ещё дополнительные проблемы возникают, потому что если два дня играть, то надо играть всё-таки разную программу, не кардинально, но что-то менять».
- И насколько сильно будет отличаться программа?
В.К.: «Ну, в «Горбушке» мы в прошлый раз посчитали – получилось примерно процентов на тридцать-сорок. Так что надо готовить гораздо больше песен, больше репетировать, больше держать в голове. К тому же, когда программа уже «накатана», играть легче. А так ты понимаешь, что на следующий-то день тебе уже играть другие песни!»
- Нервничаете? Вы же столько лет на сцене – особенно вы, Валерий, и Александр Манякин!
В.М.: «Ну, это не назовешь страхом, конечно. Просто такое приятное ощущение, лёгкий адреналин. Как будто стоишь на лыжах, смотришь вниз и собираешься скатиться с горы».
А.Г.: «До первого аккорда волнение есть. Когда вышел, заиграл – уже всё нормально».
В.К.: «Я вот уже об этом говорил неоднократно, и не перестаю это повторять: во многом это зависит от того, в какой ты форме находишься. В частности, я – бывало, перед концертом простыл, например, приболел, и уже сомнения какие-то начинаются. Поэтому надо себя в форме держать, стараться не простужаться, перед ответственными концертами особенно. И ещё звук. Если на сцене себя чувствуешь комфортно, не болеешь, и звучит всё хорошо, то никаких нервов нет. Программа ещё имеет значение – если выходишь, и надо играть песен восемь новых, то есть некоторое волнение».
В.М.: «От публики ещё много зависит».
В.К.: «Это да, но тут уж нам грех жаловаться, нас всегда очень хорошо принимают!»